Сводка событий в XBRL сообществе (от 11.03.2024)
Руководство FRC по подготовке отчетности в формате Inline XBRL
Совет по финансовой отчетности Великобритании (Financial Reporting Council, FRC) опубликовал новые рекомендации для корпораций, ответственных за подготовку отчетности в формате Inline XBRL для Национального механизма хранения данных Великобритании.
Цель рекомендаций – помочь оптимизировать отчетность для удовлетворения потребностей инвесторов и других пользователей. Интересен тот факт, что независимое исследование, проведенное по заказу FRC, свидетельствует о растущем прямом использовании структурированных данных Inline XBRL значительным числом инвесторов – 36 % из них заявляют о прямом использовании данных Inline XBRL. Это еще одно свидетельство того, насколько полезными являются данные XBRL для широкого круга пользователей, и напоминание о важности обеспечения надлежащего надзора и контроля со стороны руководства за раскрытием информации в цифровом формате.
В материалах FRC содержатся рекомендации, касающиеся в том числе коэффициентов масштабирования, корректности обозначения данных и отказа от неуместных тегов расширения.
FRC также отмечает рост числа случаев добровольного использования тегов «Native XHTML», что в свою очередь повышает эффективность работы и анализа с отчетной информацией.
Рекомендации напоминают британским эмитентам, что руководство несет ответственность за раскрытие информации в цифровом формате, следовательно, эмитенты должны уделять своей годовой финансовой отчетности (Annual Financial Reporting, AFR) в формате XHTML такое же внимание, как и своей AFR в формате PDF или печатной форме». Бюллетень Управления по финансовому регулированию и надзору (Financial Conduct Authority, FCA) о первичном рынке 37»
Этот ресурс может быть полезен эмитентам и поставщикам программного обеспечения во многих странах мира.
Отчет находится здесь.
Руководство по разработке таксономии XBRL от международного консорциума XBRL International
Существует множество полезных руководств по разработке таксономий XBRL. В то же время объем доступной по теме информации достаточно велик, что может вызвать сложности при его проработке. В связи с этим Совет по лучшим практикам (Best Practices Board, BPB) международного консорциума XBRL International опубликовал проект нового руководства «Таксономия XBRL – краткое руководство», которое поможет начинающим разработчикам таксономий разобраться с процессом и типичными решениями, которые им необходимо принять.
Данное руководство предназначено для регистраторов данных, включая владельцев, архитекторов и авторов таксономий, которые приняли решение собирать отчетность в формате XBRL и ищут руководство по разработке таксономии. Таксономии XBRL являются основой цифровой отчетности, обеспечивая стандартизированный словарь цифровых определений для собираемых фактов, их атрибутов и взаимосвязей.
Для каждого из ключевых вопросов, связанных с процессом разработки таксономии, в руководстве приводится список аспектов, которые необходимо рассмотреть, и по возможности даются ссылки на дальнейшее подробные инструкции к действиям на каждом соответствующем этапе. Руководство может быть полезным источником информации для таких организаций, как надзорные органы и центральные банки, впервые инициировавшие процесс формирования цифровой отчетности в формате XBRL.
В руководстве использован практический опыт членов BPB по разработке таксономий, а также отзывы других пользователей.
Ознакомиться с ним можно здесь.
Европейские надзорные органы по итогам публичных консультаций опубликовали итоговые поправки к техническим стандартам SFDR
Три европейских надзорных органа (European Supervisory Authorities, ESA) – Европейская служба банковского надзора (European Banking Authority, EBA), Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA) и Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг (European Securities and Markets Authority, ESMA) – выпустили поправки к техническим стандартам (Regulatory Technical Standards, RTS), которые дополняют Регламент о раскрытии информации об устойчивом финансировании (Sustainable Finance Disclosure Regulation, SFDR). Эти поправки учитывают результаты ранее организованных публичных обсуждений. Они направлены на укрепление существующей системы SFDR, а также призваны учесть произошедшие перемены в ландшафте устойчивого финансирования.
Предлагаемые поправки охватывают различные аспекты, включая введение новых социальных показателей, призванных упорядочить структуру раскрытия информации о негативном воздействии на окружающую среду и общество принимаемых инвестиционных решений, а также дополнительные требования к раскрытию информации, связанные с целями «сокращения выбросов парниковых газов».
Одним из ключевых является обновление, которое внедряет требование о представлении отчетности в машиночитаемом формате (а именно, Inline XBRL). ESA приняли во внимание отзывы заинтересованных сторон, среди которых значительное большинство высказалось в поддержку машиночитаемых форматов раскрытия информации в отношении SFDR. Многие заинтересованные стороны специально рекомендовали использовать Inline XBRL для выполнения требований к формату, чтобы раскрываемая информация была удобной как для человеческого восприятия, так и для автоматизированной обработки.
На следующем этапе Европейская комиссия (European Commission) изучит проект RTS и примет решение о его одобрении в течение трех месяцев после публикации ESA. Проект RTS будет рассматриваться без привязки к объявленному Европейской комиссией в сентябре 2023 года процессу пересмотра SFDR. После принятия обновленные технические стандарты будет действовать вплоть до вступления в силу изменений к SFRD по итогам его пересмотра.
Для получения более подробной информации о предлагаемых поправках читайте отчет здесь.
EFRAG и GRI разработали индекс совместимости своей отчетности
Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (European Financial Reporting Advisory Group, EFRAG) и Международная организация «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI) заключили Меморандум о взаимопонимании (Memorandum of Understanding, MoU), который поможет внести ясность и обеспечить согласованность между Европейскими стандартами отчетности в области устойчивого развития (European Sustainability Reporting Standards, ESRS) и стандартами GRI. В Меморандуме особое внимание уделяется технической поддержке отчитывающихся компаний, направленной на предоставление прозрачной и сопоставимой информации об устойчивом развитии.
Взаимная согласованность стандартов отчетности в области устойчивого развития имеет ключевое значение для оптимизации процессов отчетности, снижения нагрузки на компании и повышения уровня сопоставимости представляемой ими отчетности на международном уровне.
В результате сотрудничества EFRAG и GRI был опубликован индекс совместимости GRI-ESRS (GRI-ESRS Interoperability Index), который можно найти в открытом доступе. Этот инструмент, представленный на утверждение органам по разработке стандартов EFRAG, демонстрирует соответствие требований к раскрытию информации и точек данных в обоих стандартах.
В ходе сотрудничества обе организации планируют совместно работать над разработкой стандартов, организацией обучения для заинтересованных участников рынка и обеспечением совместимости цифровых таксономий XBRL, разрабатываемых в различных юрисдикциях мира.
Более подробную информацию по теме можно найти здесь.
FASAB представил план своих работ на предстоящие три года: один из акцентов сделан на раскрытии финансовой информации, связанной с изменением климатаи
Федеральный консультативный совет по стандартам бухгалтерского учета США (Federal Accounting Standards Advisory Board, FASAB) представил свой трехлетний план, в котором описывает важные достижения по итогам 2023 года, предлагаемые проекты и будущие векторы деятельности.
В отчете отражена основная информация о деятельности FASAB за 2023 год, показаны усилия по реализации конкретных проектов и взаимодействию с заинтересованными сторонами. В частности, в отчете отмечается результат более чем 12-летней работы, которая позволила к началу 2024 финансового года разработать Декларацию о федеральных стандартах финансового учета 54 (Statements of Federal Financial Accounting Standards 54, SFFAS 54)[1] под заголовком «Арендное соглашение».
В отчете также затрагиваются другие важнейшие направления деятельности FASAB, в том числе в сфере климатической отчетности, реализация земельных участков, государственно-частное партнерство и технология программного обеспечения. Подчеркивается также приверженность FASAB информационно-просветительской работе и обучению.
Одним из заметных проектов в повестке FASAB является инициатива по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата. Цель проекта – помочь отчитывающимся организациям корректно учесть и отразить в федеральных финансовых отчетах воздействие климатических явлений и рисков. На первом его этапе предполагается разработка руководства (рекомендательного характера) по обучению персонала, в котором будут собраны текущие рекомендации для агентств. По состоянию на сентябрь 2023 года FASAB завершил исследование рекомендаций Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, относящейся к изменениям климата (Task Force on Climate-related Financial Disclosures, TCFD), которые были взяты в качестве модели для федеральной системы раскрытия финансовой информации, связанной с климатом.
Ознакомиться с отчетом можно здесь.
[1] SFFAS 54 пересматривает стандарты финансовой отчетности для учета федеральной аренды. Он предоставляет комплексный набор стандартов учета аренды для признания деятельности по федеральной аренде в GPFFR отчитывающейся организации и включает соответствующие раскрытия.
ISSB на 28-й Конференции ООН по изменению климата взял на себя новые обязательства
В декабре 2023 года на 28-й Конференции ООН по изменению климата (COP28) тема устойчивого развития была одной из ключевых. В том числе она обсуждалась на площадке Международного совета по стандартам устойчивого развития (International Sustainability Standards Board, ISSB). По итогам двух недель была представлена Декларация о поддержке, в которой около 400 организаций из 64 юрисдикций подтвердили свою приверженность продвижению принятия или использования Климатический стандарт ISSB (ISSB’s Climate Standard) в качестве международной основы для климатической отчетности. В их число входит широкий круг заинтересованных сторон, включая ассоциации, представляющие более 10 000 компаний-членов и инвесторов.
«Климатические риски все в большей степени оказывают реальное воздействие на деятельность компаний и потоки инвестиционного капитала. Поэтому в ответ на призывы к действиям в области климата, прозвучавшие на 28-й Конференции ООН, мы поддерживаем создание рыночной инфраструктуры для обеспечения последовательного и сопоставимого раскрытия информации по вопросам в области изменения климата на глобальном уровне», – говорится в декларации. По словам представителей ISSB, число подписей свидетельствует о большой заинтересованности к повестке со стороны участников мирового финансового рынка. Деятельность ISSB в свою очередь полностью им отвечает: после публикации стандартов S1 (стандарт отчетности по устойчивому развитию) и S2 (стандарт отчетности по климатической повестке)[2] в июне 2023 года Совет перешел на новый этап деятельности, сосредоточив внимание на внедрении разработанных стандартов в юрисдикциях по всему миру.
В рамках работы по распространению стандартов ISSB материнская организация ISSB, Фонд Международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards Foundation, IFRS Foundation), запустила новый центр знаний «Устойчивое развитие IFRS» (IFRS Sustainability) для поддержки использования стандартов ISSB. На нем размещены ресурсы, разработанные как Фондом МСФО, так и рядом сторонних организаций, список которых со временем будет пополняться. Центр призван помочь компаниям в подготовке раскрытия информации в соответствии со стандартами ISSB, а также аудиторам, инвесторам, регулирующим органам и другим заинтересованным сторонам в улучшении понимания стандартов ISSB.
Эркки Лииканен (Erkki Liikanen), Председатель Попечительского совета Фонда МСФО, выступил COP-26 с анализом прогресса, достигнутого с момента объявления решения о создании ISSB на COP-26, и рассказал о предстоящих приоритетных направлениях деятельности. Он сообщил, что три ключевых обязательства, принятые двумя годами ранее, были выполнены, и представил три новых обязательства по поддержке эффективных и устойчивых рынков капитала. Как следует из заявления, фонд МСФО будет:
• реализовывать свою программу по наращиванию потенциала, чтобы развивающиеся страны и страны с формирующейся экономикой имели больше возможностей для принятия и использования стандартов ISSB;
• способствовать принятию стандартов ISSB на уровне юрисдикции посредством двустороннего диалога с правительствами и регулирующими органами, в том числе он продолжит тесно сотрудничать с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) и Советом по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB);
• продвигать новые инициативы по разработке стандартов для создания глобальной базы раскрытия информации, связанной с устойчивым развитием.
Он также объявил, что Попечительский совет Фонда МСФО переназначил председателя ISSB Эммануэля Фабера (Emmanuel Faber) на второй срок, обеспечив преемственность руководства. Этот новый срок будет длиться с 1 января 2025 года по 31 декабря 2027 года.
Подробнее о Декларации читайте здесь и здесь, о центре знаний – здесь и здесь, о выступлении Эркки Лииканена – здесь, а о переназначении Эммануэля Фабера – здесь.
[2] Стандарты вступили в силу 1 января 2024 года.
FCA установило требования к раскрытию информации об устойчивых инвестиционных инструментах
Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA) объявило о введении пакета требований к раскрытию информации об устойчивом развитии и маркировке инвестиционных инструментов. Шаг направлен на повышение прозрачности информации в области устойчивого развития и должен будет помочь инвесторам в принятии обоснованных инвестиционных решений.
FCA поясняет, что исследования выявляют со стороны инвесторов недоверие в отношении надежности информации, которую представляют компании об устойчивых инвестиционных инструментах. Саша Садан (Sacha Sadan), директор по экологическим, социальным и управленческим вопросам, заявила в связи с этим: «Мы вводим простой и понятный режим, чтобы инвесторы могли судить о том, соответствуют ли фонды их инвестиционным потребностям. Это важный шаг для защиты прав потребителей, поскольку инвестиции в области устойчивого развития становятся все более популярными».
В программном заявлении изложены новые требования к раскрытию информации, хотя они (пока) не подкреплены обязательствами по раскрытию информации в машиночитаемом формате. Однако в документе подчеркивается важность совместимости представляемой отчетности с международными стандартами и системами, а также с отчетными требованиями в других юрисдикциях, и приводится сопоставление с европейским Регламентом о раскрытии информации об устойчивом финансировании (Sustainable Finance Disclosure Regulation, SFDR). В документе отмечается, что FCA намерено со временем дополнить требования к раскрытию информации в соответствии с развитием ситуации в Великобритании и на международном уровне.
Более подробную информацию можно найти здесь и здесь.
СFCA представило комментарии для повышения качества ESG-отчетности инвестиционных фондов
Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA) в конце 2023 календарного года представило доклад о том, насколько успешно управляющие компании инвестиционных фондов (Authorised Fund Managers, AFMs) справляются с требованиями регулятора о раскрытии информации в области экологического, социального и корпоративного управления (Environmental, Social, and Governance, ESG). В нем FCA оценивает степень соответствия представляемой отчетности Руководящим принципам (Guiding Principles), изложенным в письме в адрес AFMs от июля 2021 года. Данные Руководящие принципы обращают внимание составителей отчетности на необходимость четкого и ясного структурирования, изложения и смыслового наполнения отчетности, в которой излагаются цели экологического, социального и корпоративного управления и устойчивого развития инвестиционных фондов.
Общие итоги анализа указывают на положительный результат усилий AFMs по внедрению Руководящих принципов. В то же время в докладе отдельное внимание уделено случаям, когда представленная отчетность не соответствовала ожиданиям регулятора. Что в свою очередь повлекло для инвесторов сложности при выявлении ключевой информации о деятельности фондов в сфере ESG и устойчивого развития и повлияло на возможности принятия взвешенного инвестиционного решения.
Было выявлено несколько ключевых проблем. Среди них можно выделить недостаточное объяснение или контекстуализацию ключевых данных отчетности об устойчивом развитии, а также несоответствия между глубиной раскрытия информации на уровне компании и фонда. Данные о вкладе отдельно взятого фонда в общекорпоративные показатели ESG и устойчивого развития часто не раскрывались, что значительно снижало уровень прозрачности представленной отчетности.
Говоря о перспективе отчетности AFM обращает внимание поднадзорных организаций на предполагаемые к внедрению требования к раскрытию информации об устойчивом развитии (Sustainability Disclosure Requirements, SDR) и правила маркировки инвестиционных инструментов (Investment Labels rules). AFM настоятельно рекомендует уже сейчас оценить их потенциальное влияние на формируемую отчетность и своевременно принять необходимые меры для их соблюдения.
С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.
Более 50% опрошенных компаний уже затрагивают в своей отчетности информацию о выбросах категории Scope 3
Исследование, проведенное Бостонской консалтинговой группой (Boston Consulting Group, BCG) и CO2 AI[3] показало, что более 50% компаний в настоящее время хотя бы частично раскрывают в своей отчетности информацию о выбросах категории Scope 3, что согласуется с мировой тенденцией к повышению уровня корпоративной экологической прозрачности. Еще два года назад данную информацию раскрывало около трети опрошенных организаций. Однако несмотря на рост числа компаний, включивших в свою отчетность элементы информации по категории Scope 3, прогресс в части формирования комплексной отчетности по выбросам парниковых газов остается минимальным.
Выбросы категории Scope 3 являются косвенными выбросами парниковых газов, осуществляемыми в результате деятельности участников стоимостной цепочки, непосредственно не подконтрольными отчитывающейся организации, услугами и продуктами которых она пользуется. Данная категория выбросов сложно поддается измерению и управлению. Однако именно выбросы категории Scope 3 составляют значительную долю, часто до 90%, суммарного объема парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу с связи с деятельностью компании. Сложности регулирования выбросов категории Scope 3 в сочетании с неизбежной проблемой их двойного учета объясняет незначительный прогресс, который пока был достигнут в части составления комплексной отчетности по выбросам парниковых газов. Лишь 10% опрошенных компаний производят полноценную оценку объемов выбросов категории Scope 3 и включают полученные данные в свою отчетность (в дополнение к информации по категориям Scope 1 и Scope 2).
Сложность формирования отчетности по выбросам категории Scope 3 также обусловила задержку внедрения новых требований о представлении климатической отчетности со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC). Обеспокоенность участников рынка, вызванная сложностями составления данной отчетности, с одной стороны и возрастающий интерес инвесторов к информации о выбросах категории Scope 3 – с другой обусловили необходимость в продлении сроков рассмотрения сотрудниками SEC того, какие требования должны в конечном итоге предъявляться к отчетности.
Более половины респондентов (53%) к настоящему времени включают информацию по крайней мере о части выбросов категории Scope 3 в свою отчетность о выбросах CO2 в атмосферу. Для сравнения, в 2020 году данный показатель был на уровне 34%, а в 2021 году - 44%. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что компании признают важность учета выбросов парниковых газов, осуществляемых вдоль всей стоимостной цепочки за пределами сугубо операционной деятельности компании. С учетом скорости разработки и внедрения обязательств по раскрытию соответствующей информации, есть объективные основания ждать последующего улучшения качества отчетных данных уже в скором будущем.
С полными результатами исследования можно ознакомиться здесь.
[3] Программная платформа, которая помогает крупным компаниям со сложной структурой управлять крупномасштабным воздействием, оказываемым ими на окружающую среду.
SEC опубликовала обновленный тестовый набор данных
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC) в декабре 2023 года обновила набор тестовых интерактивных данных, который теперь доступен по данной ссылке.
Основная цель публикации набора тестовых интерактивных данных - помочь разработчикам программного обеспечения отладить валидацию отчетных данные перед началом боевого представления отчетности в Систему сбора, анализа и поиска электронных данных (Electronic Data Gathering, Analysis, and Retrieval, EDGAR). Данный набор включает в себя многочисленные небольшие примеры интерактивных данных, схем и баз ссылок.
Крайняя обновленная версии (23.4) Системы EDGAR поддерживает таксономию FND (Fund Taxonomy) версий от 2022 и 2023 годов. В дополнение к этому в Систему EDGAR были добавлены новые отчетные формы - S-6, S-6/A, N-8B-2, N-8B-2/A и 487, - представление которых теперь осуществляется в формате Inline XBRL.
Детально ознакомиться с обновлением можно здесь.
Юрисдикция XBRL США поддержала предложенные SEC изменения к правилу о регистрации индексированных аннуитетов
Юрисдикция XBRL США прокомментировала предложенные Комиссией по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC) правки к правилу о регистрации в SEC индексированных аннуитетов (Registration for Index-Linked Annuities).
Предложение SEC вносит правки, которые позволят согласовать раскрываемую информацию о зарегистрированных в SEC индексированных аннуитетах (registered index-linked annuities, RILA) с аналогичной информацией о переменных аннуитетах (variable annuities), а также обяжут поднадзорные организации представлять информацию о них в структурированном машиночитаемом формате.
Юрисдикция XBRL США поддержала предложение SEC, поскольку оно позволит упростить сопоставление двух типов аннуитетов между собой, что в свою очередь может быть полезно для инвесторов.
Предложенные правки предполагают, что страховые компании будут представлять оценку структурированных нот в формате Inline XBRL. Все эмитенты RILA в целях обеспечения согласованности также будут обязаны перейти на представление отчетности в формате iXBRL.
Также, в целях обеспечения сопоставимости между отчетностью, формируемой эмитентами RILA и переменных аннуитетов, SEC предусмотрела маркировку теми и другими участниками рынка идентичных элементов раскрываемых данных.
С полным текстом письма юрисдикция XBRL США можно ознакомиться здесь.
Изменения в руководстве ESMA
Европейская служба надзора за ценными бумагами и рынками (European Securities and Markets Authority, ESMA), регулятор и надзорный орган ЕС в области финансовых рынков, опубликовала обновление таксономии XBRL 2022 для Единого европейского электронного формата (European Single Electronic Format taxonomy 2022) и комплект соответствия Единому электронному формату 2023 (ESEF Conformance Suite 2023), чтобы облегчить внедрение Регламента ESEF. Это относительно небольшие, но долгожданные изменения, значимые для компаний, которые будут представлять отчетность в 2024.
Новости
-
Опубликована предварительная таксономия XBRL Банка России (версия 7.0) (для НСО)
17 октября 2024 -
Опубликована таксономия по представлению информации по запросам версии 6.1.0.1 (для ПУРЦБ)
30 сентября 2024 -
Опубликована предварительная версия таксономии по запросам (версия 6.1.0.1) (для ПУРЦБ)
01 августа 2024